Восемь витаминов группы B на страже головного мозга
На сегодняшний день в большинстве исследований по витаминам группы B и головному мозгу основное внимание уделялось фолиевой кислоте, витаминам B12 и B6 и их роли в снижении уровня гомоцистеина в сыворотке крови.
На сегодняшний день в большинстве исследований по витаминам группы B и головному мозгу основное внимание уделялось фолиевой кислоте, витаминам B12 и B6 и их роли в снижении уровня гомоцистеина в сыворотке крови. Профессор Дэвид Кеннеди (директор Центра исследования головного мозга, умственной деятельности и питания и профессор биопсихологии в Нортумбрийском университете, Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания) считает, что ситуация является намного более сложной и требует изучения взаимосвязанных эффектов всех восьми витаминов группы B (тиамин B1, рибофлавин B2, ниацин B3, пантотеновая кислота B5, B6, фолат B9 и B12). В своей новой обзорной статье профессор Кеннеди доказал, что все восемь витаминов группы B участвуют в деятельности головного мозга, в том числе в выработке энергии, синтезе и восстановлении ДНК и РНК, геномном и негеномном метилировании, а также синтезе различных нейрохимических веществ и сигнальных молекул.
Профессор Кеннеди отметил, что большинство клинических исследований, изучавших витамины группы B и когнитивную деятельность, были основаны на «гомоцистеиновой гипотезе». Согласно наблюдениям, развитие слабоумия сопровождается повышением уровня гомоцистеина в организме наряду с дефицитом фолата и витамина B12. Например, на этой неделе были опубликованы результаты нового исследования, проведенного корейскими учеными в когорте из 48 людей, проживающих в домах престарелых, страдающих умеренными когнитивными нарушениями. Результаты этого исследования показали, что в экспериментальной группе «неуточненная» комбинация витаминов группы B привела к статистически значимым улучшениям показателей при использовании Краткой шкалы оценки психического статуса и снижению уровня гомоцистеина в сыворотке крови. В еще одной работе были получены доказательства того, что благоприятное действие от приема витаминов группы B на когнитивную деятельность наблюдается только у пациентов, не испытывающих дефицит морских омега-3 жирных кислот, а значит, роль питания гораздо сложнее, чем могло показаться на первый взгляд.
Профессор Кеннеди полагает, что акцентирование внимания на «гомоцистеиновой гипотезе» привело к тому, что обсервационные и интервенционные исследования изучали только три витамина группы B, снижающие уровень гомоцистеина в сыворотке крови, в частности фолат, витамины B6 и B12. Было высказано предположение, что гомоцистеин отрицательно влияет на деятельность головного мозга в результате повышенного окислительного стресса, подавления реакции метилирования, усиленного повреждения ДНК и нейротоксического действия. К сожалению, результаты клинических исследований, изучавших целевое назначение питательных веществ для снижения уровня гомоцистеина в сыворотке крови, дали противоречивые результаты в отношении показателей когнитивной деятельности. На основании результатов мета-анализа, выполненного в 2010 г. по 39 107 пациентам из 17 исследований, и нового мета-анализа, выполненного в 2015 г. по 47 429 пациентам из 12 исследований, был сделан вывод, что назначение фолата (в комбинации с витаминами B6 и B12) действительно снизило уровень гомоцистеина в сыворотке крови, однако витамины не обеспечивали защиту от смерти в результате сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний или общей смертности. Имеющаяся информация дает основание полагать, что уровень гомоцистеина являются простым биомаркером, связанным с циркулирующими уровнями витаминов или прогрессированием определенного заболевания.
По мнению профессора Кеннеди, одним из отрицательных последствий «гомоцистеиновой гипотезы» является усиленное изучение фолата, витаминов B6 и B12 в клинических исследованиях на фоне практически полного игнорирования оставшихся пяти витаминов группы B. Зачастую такой подход представляется нелогичным. Например, флавопротеины, получаемые из рибофлавина, непосредственно связаны со статусом фолата, витаминов B6 и B12. В действительности, рибофлавин является частью нескольких ключевых ферментов, отвечающих за метаболизм гомоцистеина. Ниацин – это важный кофактор основных ферментов в циклах преобразования фолата/тетрагидробиоптерина и метионина. Таким образом, остальные витамины группы B играют важную роль во взаимосвязанных циклах преобразования фолата/метионина и лимонной кислоты. Участие в этих путях с высокой выработкой энергии очень важно для головного мозга, составляющего всего 2% от массы тела, однако на долю которого приходится 20% от общих затрат энергии в организме.
Каждый витамин группы B активно переносится через гематоэнцефалический барьер. Несмотря на то, что суточный обмен веществ может колебаться от 8 до 100%, фактические уровни витаминов строго регулируются различными гомеостатическими механизмами в головном мозге. Профессор Кеннеди подробно рассмотрел важную метаболическую функцию каждого витамина группы B в отношении головного мозга. Он отметил, что значимость каждого витамина группы B можно «продемонстрировать на основании неврологических и психических симптомов, как правило, связанных с дефицитом какого-либо из этих восьми витаминов». Профессор полагает, что все витамины группы B полезны для когнитивного здоровья, при этом обладают синергетическим эффектом. Более того, витамины группы B также взаимодействуют с другими витаминами, минералами и питательными микроэлементами. Следовательно, действующий клинический подход, основанный на назначении только фолата, витаминов B6 и B12, представляется ошибочным.
Источник: nutri-facts.org